Cult

Сначала был The Southern Death Cult, потом - Death Cult. Позже ансамбль стал называться просто The Сult и относиться к числу самых знаменитых роковых коллективов 80х годов, хотя многим его музыка была не по вкусу.

"Мы добились популярности только сейчас, - говорил в 1988 году певец группы Иен Эстбюри, - когда люди начали видеть в нас альтернативу. Они поняли, что Duran Duran и Culture Club являются циничными и коммерческими командами, и захотели чего-нибудь истинного и честного - музыки, которая не знает пределов и ограничений, музыки, которая вызывает эмоции".

Когда ансамбль появился на сцене в 1982 году, на повестке "новой волны" стоял очередной стиль - "позитивный панк", и в этом неоднородном движении Southern Death Сult выбрались на ведущие позиции. Их лидер Эстбюри период творческого становления пережил в Канаде, где дух 60х годов продержался дольше, чем в Англии и США, где Rol l ing Stones были богами, а местные Rush - героями. "Думаю, что момент кульминации в роковой музыке пришелся на начало 70х годов, - заявил он репортеру Melody Maker в марте 1983 года. - Все, что удалось в ней создать, относится к тем временам. Сегодня это уже умирающий мир".

После приезда в Англию Эстбюри стал почитателем ансамбля Adam & the Ant (он даже готовил для своего сценического реквизита костюм индейца), затем объявился во главе ансамбля из Брафорда Violations, который быстро превратился в Southern Death Cult. От выступлений в местных клубах до записи сингла с песнями Fatman и Moya, с восторгом принятого роковой прессой, дорога была короткой. Подчеркнутая простота конструкции обеих песен - и вот уже ансамбль провозглашен "более модным источником чувственной энергии, нежели Sex Pistols".

Чересчур многое удалось в слишком короткое время, чтобы Southern Death Сult, ставший безусловным баловнем роковой прессы, смог перенести без ущерба для себя период заката "позитивного панка". "Мы были выпихнуты на первый план, - вспоминает Эстбюри, - но я не был в состоянии ладить с теми, кто что-то от нас ждал, но не хотел за нами идти".

Памяткой о тех временах является именной дебютный диск, содержащий записанные в различные периоды композиции (версии Fatman, Moya или "коронку" их концертного репертуара All Glory и False Faces) и фрагменты концерта в манчестерском клубе "Pэфтеpз" в декабре 1982 года. Кроме очевидных изъянов, вытекающих из самого характера этой публикации, два элемента бесспорны: талант и понимание рокового ремесла.

В следующем году, сократив свое название до Death Сult, они вписались в течение "готического рока", выступая в составе: Эстбюри, гитаpист Билли Даффи, басист Джейми Стюарт и перкуссионист Рей Реверенд из Ritual.

Песни, выпущенные летом 1983 года - Brothers Grimm, Ghost Dance, Horse Nation и Christians - характеризует жуткая, мрачная атмосфера. К группе приклеили очередную этикетку, но никто особенно не задумывался над тем, что эти композиции были сложены и исполнены по всем канонам рокового "главного течения", гораздо ближе к U-2, нежели к ансамблям из "Бэткэйв", с очевидными влияниями роковой классики. Все решала мода.

"Stones были отражением 60х годов, Боуи - 70х, но не думаю, что они осознавали это в свое время. Зато мы отдаем себе отчет, что являемся последними - истинно последними - исполнителями рок-н-ролла". Эту цитату можно отнести на нехватку скромности, однако Эстбюри мог иметь в виду не свою группу, а целое поколение исполнителей, к которому относился сам. В другой раз он заявил: "Рок-н-ролл является разлагающимся трупом, и все это знают - но только от групп зависит, как это изменить тем или иным способом".)

Приютивший "готический рок" клуб "Бэткэйв" со своей кладбищенской вампирной субкультурой блеснул падающим в ночи метеором и быстро сгорел. Когда осенъю вышел сингл God's Zoo, блеск его был направлен уже в прошлое. В составе появился новый ударник Найджел Престон, сократили название гpуппы. Но неизменным осталось то главное, что сохранял ансамбль в свои прежние периоды - безусловная принадлежность к хранителям роковых традиций, которые создавали Rolling Stones и Who, Deep Purple и Led Zeppelin. Эта принадлежность особенно ощущалась в исполнительской манере Даффи, который оказался не только идеальным гитаристом, создающим интенсивный, густой фон для эмоционального вокала Эстбюри, но и отличным соавтором лидера в создании эффектных мелодий, вызывающих далекие ассоциации, однако, как и в случае с U-2 (их родство не подлежит сомнению), нигде нельзя указать на конкретный источник вдохновения.

Отношение к традициям - вопрос особый для Сult, и Эстбюри подтверждал это в интервью, которое можно назвать декларацией принципов ансамбля: "люди не умеют думать о прошлом - и ответ на вопросы всегда ищут в будущем. Когда оборачиваешься назад, узнаешь, кто ты есть и куда направляешься. Но сегодня никто не смотрит в прошлое, и поэтому все поражено ужасом".

Вместе со словом Death ансамбль отбросил прежнюю этикетку, приклеенную критикой, и вошел в третий этап своей деятельности синглами Spiritwalker, Go West (Crazy Spinning Circles) и альбомом Dreamtime, вышедшим летом 1984 года, Это коллекция творений, выстроенных в почти классической симметрии, в которых можно найти блюзовые корни (Go West, Bad Medecine Waltz), элементы раннего хард-рока (Spiritwalker, рефрен Dream), акценты почти олдфилдовские - вступление в новой "проясненной" версии Horse Nation, акустические фрагменты с хоpом или гитарные краски в финале Gimmick) и баллады с безукоризненно создаваемым напряжением (драматичная Butterflies и электрический вариант А Fl o wer In the Desert, уступающий, однако, акустическому, напечатанному на оборотной стороне сингла Spiritwalker).

К первым десяти тысячам экземпляров фирма Beggars Banquet решила приложить в качестве премии пластинку, содержащую фрагменты концерта в лондонском "Лицее" 2 мая 1984 года. Запись вышла и на видеокассете, названной Dreamtime Live At the Lyceum. Обнаруживается, что ансамбль может играть одинаково точно и на сцене и в студии. Трудно представить, что от записей The Southern Death Cult в "Рэфтерс" прошло всего полтора года.

Тексты втоpого диска вызвали раздражение и беспокойство у благожелательной к ансамблю, но чуткой критики. В этих текстах содержались прежде всего обдуманные знаки симпатии Эстбюри в адрес "золотого века" рока:

Буду носить длинные волосы,

длинные волосы, длинные волосы,

Продолжение моей души.

Буду носить длинные волосы!

Строчки кажутся инфантильными, отражающими капризы ребенка, делающего поступить назло взрослым, но, очевидно, они в какой-то степени отражали жизненный опыт Эстбюри, которого можно скорее сравнить с кем-либо из Led Zeppelin, нежели представить лидером группы "новой волны".

Продолжения долго ждать не пришлось. Следующий сингл, хотя ни на йоту и не уступавший предшественникам, был встречен с меньшим энтузиазмом, как будто они были угасающими "звездами сезона", а не одним из самых интересных ансамблей 80х годов. Публика имела свое мнение, и песни Resurrection Joe, She Sells Sanctuary и Rain - записанные по апробированному рецепту - мгновенно взлетели в чаpтах независимых фиpм . Они поднялись довольно высоко и в официальных чартах, подтвердив статус Сult. Эстбюри: "по мнению большей части журналистов, мы играем старый ужасный рок". Поэтому огромная популярность The Сult сдерживалась намеренной язвительностью прессы.

Важно уяснить, что коллектив, вопреки общепринятому мнению, не стоял в стороне от эксперимента, но держал его за второстепенное занятие. Например, песня She Sells Sanctuary была дополнительно выпущена на макси-сингле в версиях, названных She Sells Sanctuary (Howling Mix ) и Assault On Sanctuary - оба выполнены со смелой электронной проработкой и нафаршированы эффектами, вызывающими ассоциации как с "новой волной" (Colourbox), так и со старыми (Pink Floyd) ансамблями.

Эта пластинка была выпадом в адрес критиков, решавших за группу, что ей следовало делать, а что нет. А затем, осенью 1985 года, вышел диск Love - во времена, когда цинизм и корыстолюбие стали главной валютой в обществе. И снова слушатель получил 40 минут хорошей музыки, напоминающей о "золотой эре" рока в динамичных, содержащих элементы хард-рока песнях Nirvana и Big Neon Glitter, сделанной в общем с Cream стиле Phoenix, в составленной по рецептам поп-музыки 60х годов, но пропущенной через призму совершенства Боуи Revolution, наконец в напоминающей балладу Amsterdam Жака Бреля Black Angel. Дискография ансамбля дополнилась миньоном Revolution, содержащим три новые песни - All Souls Avenue, Judith и Sunrise, контрастно более мягкими и приносящими успокоение после динамичных композиций, доминировавших на лонгплее, но выдержанными точно в логической линии развития ансамбля.

"Позитивный панк" ушел в прошлое - но с точки зрения общего развития жанра от нынешних времен он отстоит гораздо дальше, чем pанняя психоделика. Кое-что из его основных принципов, сформулированных раньше Джо Страммером из Сlash, осталось и в философии Эстбюри: "Я полагаю, что эпатаж лозунгами в роковой музыке является проявлением эгоизма. Когда впихиваешь детишкам что-либо насильно в горло, когда становишься их знаменем, пытаешься создать для них программу, получишь только нерациональную трату их энергии. Мы добились популярности, когда выбросили подобный вздор из своей музыки".

Философия Эстбюри насыщена специфичным мистицизмом, вытекающим из совершенно иной эпохи, в котором чувства и эмоции явно преобладают над рационалистичным и прагматичным мышлением. В интервью ежемесячнику The Face Эстбюри не скрывал, какую важную роль в его жизни сыграл Джим Моррисон: "Он дал почти точные ответы на чертовски важные вопросы, касающиеся жизни, любви и ядерного уничтожения".

В начале 1985 года группу покинул Престон. На записи Love и миньона Revolution на ударных играл Марк Бжезицки из Big Сountry.

Лонгплей Electric показал, что пеpеход к хэви-метал завеpшен. Песни обнаpуживали влияния Led Zeppelin, AC/DC и Bad Company. Спpодюсиpованный Pиком Pубином, альбом оказался деpзкой деклаpацией о намеpениях, выpажением гpубой энеpгии pок-н-pолла, сочащейся из каждой ноты. Он стал успешным по обе стоpоны Атлантики, достигнув четвеpтой позиции в бpитанских чаpтах и 38й - в амеpиканских. Выпущенный чеpез два года лонгплей Sonic Temple упpочил успех ансамбля, повысив позиции на тpетью и десятую.

После очеpедной смены удаpника Леса Уоpнеpа на Мики Каppа обозначился некотоpый отход. Уже Sonic Temple пытался объединить эмоциональную выpазительность "Любви" с pаскованной энеpгией "Электpичества". А после ухода в 1990 году басиста Стюаpта ядpо ансамбля, состоящее из Эстбюpи и Даффи, с помощью Каppи и басиста Чаpли Дpейтона записало лонгплей Ceremony, котоpый еще больше напоминал Love. Тем не менее, наличие огpомного количества фэнов обеспечило успех и этого диска.

Но аудитоpия начала pассеиваться, и к сеpедине 90х Cult столкнулись с финансовыми пpоблемами. Несмотpя на отличный именной лонгплей, они, опасаясь пустых залов, вынуждены были отменить свое амеpиканское туpне в начале 1995 года и тогда же свеpнули деятельность.

Дискография:

  1. The Southern Death Cult (1984)
  2. Dreamtime (Beggar Banquet 1984)
  3. Love (Beggar Banquet 1985)
  4. Electric (Beggar Banquet 1987)
  5. Sonic Temple (Sire 1989) A:2
  6. Ceremony (Sire 1991)
  7. Pure Cult (Sire 1992)
  8. Cult (Sire 1994)