Badfinger

Судьба ансамбля Badfinger не совсем обычна. С самого начала своей творческой карьеры он во многом отличался от множества групп, выдвинувшихся на первый план в шоу-бизнесе в начале 70х годов. Коллектив, появившийся сначала под названием The Iveys, объединил четырех человек: Пита Хэма (вкл, гтр, клвш) и ударника Майка Джиббинса из Суонси, промышленного шахтерского города в южном Уэльсе, вместе с басистом Томом Эвансом и гитаристом Джоуи Молландом из Ливерпуля. Они выступали по вечерам в недорогих клубах и имели сотню-другую поклонников из рабочих кварталов. В Ливерпуле они играли в прославленном клубе "Пещера", где начинали свою карьеру Beatles. Ребята старались придерживаться и имиджа ранних Beatles, используя внешнее сходство Молланда с Полом Маккартни и тождественную вокальную манеру. После того, как Iveys в 1968 году предложили Маккартни в 1968 году прослушать свои записи, был подписан контракт с фирмой Aррle - большая удача для начинающего ансамбля.

В 1969 году у Iveys вышел первый сингл Maybe Tomorrow, который стал хитом повсюду, кроме Англии. Но решающую роль в становлении их карьеры сыграла работа над звуковой дорожкой к фильму "Магический христианин", где в главных ролях снялись Ринго Старр и Питер Селлерз. Одна из песен, Come And Get It, написанная специально для ансамбля Полом Маккартни, завоевала признание слушателей и стала первым настоящим хитом ансамбля и в Англии. Здесь Iv e ys сменили название, перестали быть малоизвестным ансамблем местного значения и приобрели популярность у широкой публики. Следующими альбомами, на которых Badfinger записывали только собственные песни, они закрепили этот успех.

В начале 70х рок-фэны не могли оправиться от шока, вызванного распадом Beatles. Как раз к этому времени и относится взлет Badfinger - все способствовало тому, что молодые любители музыки увидели в ансамбле перевоплощение знаменитой четверки, Так вокруг начинающего ансамбля сложился миф, в который хотелось верить и который с охотой поддержали заправилы шоу-бизнеса.

Завоевав популярность, Badfinger не потерял, однако, своей первоначальной аудитории - ею осталась в основном все та же рабочая молодежь, но количество поклонников выросло во много раз - и не приобрел атрибутов, характерных для доминировавших в то время исполнителей.

Во время первых американских гастролей хитом становится и песня No Matter What. Затем они работают над вторым альбомом, который получил исключительно благожелательные рецензии и содержал песню Without You, ставшую в 1972 году первым номером в английских чартах в исполнении Нильссона.

Песни Badfinger в большинстве своем были философско-лирическими, написанными в виде баллад - стиле, характерном для английской традиционной музыки, во многих из них ярко выражен социальный мотив и чувствуется дух той простой рабочей среды, откуда вышли сами участники ансамбля. В их песнях почти не было того заумного интеллектуализма и мистицизма, которые стали почти повальным увлечением авторов начала 70х годов. Они были наполнены смыслом и их содержание не всегда укладывалось в рамки развлекательной музыки. Такова песня Come and Get It, звучавшая в кульминационный момент фильма "Магический христианин", высмеивающего власть денег над людьми. Эта же тема поднималась и в песне Money. Проблеме молодого поколения, его жизненного пути и правильного выбора посвящена их песня "Выполнить до завтра". Рассуждениями о несовершенстве современного британского общества, об иллюзиях, которое оно создает и возможностями его переустройства наполнена песня Рerfection.

В 1971 году члены ансамбля наглядно продемонстрировали свои убеждения, приняв участие в знаменитом концерте для Бангладеш, организованном Джорджем Харрисоном, все сборы от которого пошли в фонд помощи голодающему народу Бангладеш.

Члены группы не писали песен на потребу сытой публики, им был чужд коммерческий подход к музыке, в песнях своих им удавалось сохранить то, с чем они пришли в мир большой музыки: честность и искренность.

Но коммерческий успех стороной их не обходил. Первым номером в американских чартах стала песня Day After Day, удачным был и третий лонгплей, который выпускал Тодд Рандгрен. Они принимали участие в записывающих сессиях (включая запись альбома Харрисона All Things Must Рass и сингла Ринго Старра It Don't Come Easy).

Пожалуй, самым талантливым в группе был Пит Хэм, ее основатель и руководитель. Им или в соавторстве с ним были написаны почти все лучшие песни. Большинство его песен - это философские рассуждения и размышления о жизни. Часто в песнях Хэма звучит морально-этическая тема. Его мысли о цели жизни и стремлении правильно выбрать путь перекликались с биографией самого Хэма, а поэтому и с проблемами того слоя молодежи, к которому принадлежал он сам. "Я жил в таком месте, где никогда не светило солнце, но моя жизнь слишком коротка, чтобы ждать, когда оно взойдет", - звучат слова в одной из песен, написанной им вместе с Эвансом. Были у Хэма и лирические песни, однако лиризм в них никогда не подменялся сентиментальностью, а нежность - слащавостью. Песни его почти всегда были суровы и даже мрачноваты, как закопченное небо над южноуэльсскими городами...

Badfinger для достижения успеха не захотел идти по пути вызывающей экстравагантности. За время своей работы ансамбль сохранил свой стиль, а его песни - тонкий лиризм и вдумчивость, душу, искренность и простоту. В 1974 году они разорвали контракт с Aррle и подписали новый с американским концерном Warner Brothers. Но этот шаг привел к исчезновению мифа о Beatles №2. Да и память о прототипе начала стираться из памяти широкой аудитории. Теперь стало возможным заметить и несоответствие квартета требованиям шоу-бизнеса. Члены группы были не настолько сильны, чтобы выстоять в этой борьбе, но и не настолько продажны, чтобы свернуть с пути, по которому шли с самого начала. На компромисс идти не хотелось. В это время они записывают композицию "Отсюда надо выйти", которая передает их текущее мизантропическое настроение. "Выживают лишь дураки, которые носятся вокруг, стараясь наделать больше шума...", - поется в ней.

Несмотря на продолжающееся сотрудничество с Дереком Тэйлором, новый контракт мало что обещал любой из заинтересованных сторон. Как альбом Badfinger, так и Wish You Were Here были полными провалами. Ансамбль оказался в кольце отчуждения. Мрачные нотки все чаще стали появляться в их песнях. Сильнее всех неудачи переживал Хэм. Сказывались также болезненное восприятие действительности, неувязки в личной жизни, недостатки в управлении группой. Американская публика перестала принимать группу. Выйти из положения действительно надо было. Но как?

В одной из песен Пита есть слова: "И все же в этом мучительном мире есть место, куда я смогу уйти..." В конце апреля 1975 года он объявил о своем уходе из группы, а через день повесился. Badfinger сложили оружие и собрались вновь только в 1978 году, причем функции клавишника взял на себя Тони Кайе, а ударником стал Питер Кларк.

Дискография:

  1. Magic Christian Music (Aррle 1970)
  2. No Dice (Aррle 1970)
  3. Straight Uр (Aррle 1972) A/B:1+
  4. Ass (WB 1974)
  5. Badfinger (WB 1974)
  6. Wish You Where Here (WB 1975)
  7. Airwaves (Elektra 1979)
  8. Say No More (Elektra 1981)
  9. Day After Day (материал 1974 года) (1989) B:1

сборники:

  1. Shine On (Edsel)
  2. The Best of, vols 1 & 2 (Castle) A/B:1+
  3. Apple Daze (RAV)

cольные записи Джоуи Молланда:

1. The Рilgrim (Ry kodysc 1992) B:1