Adam & the Ants

На сцену выбегает стройный парень в пестро расшитом гусарском доломане, темные волосы коротко острижены в итальянском стиле, мелкие косички, переплетенные цветными ленточками, уложены выше ушей, а лицо разукрашено на манер индейских шаманов... Зал взрывается энтузиазмом. Начинается концерт Adam & the Ants, группы, которой в начале 1981 года удалось возмутить мир британской популярной музыки, сделав это с пылом и ударностью, с которой пять лет назад вознеслась панковая волна. В течение одного месяца этот коллектив имел в чаpтах четыре сингла, и все они попали в Top 10. Вторжение "муравьиной" музыки было неожиданным и для большей части критиков непостижимым.

В 1975 году свежеиспеченный студент художественной школы в Хорнси Стюарт Годдар стал членом любительской группы Bazooka Joe. Они играли в местных барах и на танцплощадках. В свободное время Стюарт "калымил" продажей изготовленной дома бижутерии. Решающим событием для его музыкального будущего стало сентябрьское выступление Bazooka Joe, на котором в качестве "предваряющего" был использован тогда еще неизвестный ансамбль Sex Pistols. Уже тогда Годдар работал под псевдонимом Адам Ант ("Муравей"), и после того как Pistols произвели на него огромное впечатление своей самоуверенностью и пробойностью, он понял, что такой стиль имеет гораздо больше шансов на успех. Годдар отделился от своей группы и основал собственный коллектив, вдохновленный панковой модой. Деньги, заработанные продажей бижутерии, он затратил на покупки записывающей аппаратуры и с ее помощью постарался реализовать свои первые пробы пера. Затем слушатели могли встретить Анта во главе группы, названной В-side и работающей в небольших клубах в компании таких панковых команд, как Siouxsie & the B a nshees, X-Ray Spex и Slits. В 1978 году его группа приобрела устойчивый вид и название, под которым стала знаменитой, а на фирме Decca записала свой первый сингл с песнями Young Parisiens и Lady.

В следующем году она отправилась в свое первое британское турне и выпустила дебютный диск Dirk Wears White Sox. Ни одна из записей не добилась сколько-либо значительного успеха, и в глазах критиков ансамбль являлся "панковым экстремизмом с устаревшей музыкой". Однако Ант все неприятности успел пережить и остаться верным своим музыкальным представлениям. Изменился только состав группы; в ней теперь выступали два ударника Ли Мейл и Меppик, 17-летний басист Невин Муни и бывший член групп Siouxsie & the Banshees и Models гитарист Марко Пиррони. Последний привнес в звук группы энергичный, острый тон панковой гитары и в соавторстве с Антом оказался ответственным за большую часть нового репертуара группы. В августе 1980 года уже на фирме CBS они записали свой второй альбом Kings of the Wild Frontier. Начало 1981 года ознаменовало прямо лавину успеха: синглы Dog Eat Dog, Antmusic, Kings of the Wild Frontier и переизданные через три года Young Parisiens буквально оседлали чарты. И вышедший в мае сингл Stand and Deliver мгновенно встал во главе британских чартов, что за последние пять лет удавалось только Police с песней Don't Stand so Close. Из почти неизвестной группы они в считанные недели стали звездами первой величины.

Но в чем таился секрет успеха "муравьиной" музыки? Одним из ключей к ответу является ситуация, которая сложилась в британской поп-музыке в конце 70х годов. После панкового взлета и приступившей ему на смену "новой волны" события вошли в рутинную фазу. Попытка воскрешения хард-рока не принесла ничего нового, и единственным ярким пятном была музыка общества 2-Tone, которой не хватало широкого признания. Важным фактором на пути к славе стала и визуальная сторона деятельности Adam & the Ants. Еще со своих панковых начинаний Адам сохранил изобретательность в подаче материала, сумасбродные пестрые одежды, косметику, разрушительный темп и движения на сцене; и все это было соединено в феноменальное зрелище.

"Панковая музыка с самого начала давала мне главным образом именно визуальные впечатления, понимание необходимости драматизма в шоу, - признавался Ант. - Мы не являемся и не хотим быть рок-н-ролльной группой, для нас важно, чтобы зрители на наших концертах развлекались свободно, без всяких комплексов". И это в действительности соответствовало атмосфере каждого концерта ансамбля. Анта никогда не заботила идейная основа панкового течения, он взял из панка только "имидж", удовольствуясь изобразительным прочтением - и в действительности ему удалось сохранить потребительскую "приятственность" в глазах самой широкой аудитории.

Естественно, одно только визуальное шоу успеха гарантировать не могло: главным аспектом взлета группы на вершину популярности стала прежде всего музыка. В ней доминировало биение двух ударных установок, хорошо дополненных ритмически точным и острым звуком гитары и выдвинутым на передний план чистым тоном голоса Анта. Композиции в инструментальном плане прямолинейны, энергичны, с привязывающимися мелодиями, наполнены выкриками и ритмическими ударами, возбуждающие своим настроением, бессчетным множеством голосовых трюков и впечатляющим соединением простоты и напевности на минимальных площадях. Атрибуты прямолинейности можно было бы свести к обвинениям в примитивности и стремлении добиться дешевого успеха, что часто и делали критики, особенно в первые времена деятельности группы. Однако высокопрофессиональный подход Анта, как в музыке, так и в визуальном оформлении их продукции, любую дешевку исключал, но являлся чистым примером художественного самовыражения. А качества музыки были бесспорны и естественны. Адам взобрался в звездный статус в три года поистине "муравьиным " усилием, поддержанным солидными порциями таланта и художественной оригинальности.

В первой половине 1981 года в группе произошел ряд перемен: записи ансамбля, выступавшего доселе лишь на небольших сценах, разошлись по всему свету, группа совершила первое американское турне, начала лихорадочную жизнь больших "звезд". Проходили сквозь все это они с трудом - сначала от них ушел басист Кевин Муни для основания собственной группы, а заменил его Гари Тиббз из Roxy Music. Затем раскол пошел глубже.

Но заслуга "Муравьев" состоит и в том, что на британской сцене укоренилось новое поколение роковых музыкантов, чьи представители (группы типа Visage, Spandau Ballet, Teardrop Explodes, Echo & the Bunnymen, Landscape) часто обозначаются терминами "новые романтики".

После выпуска альбома Рrince Charming ("рождественский балаган" - Melody Maker), музыка которого была отмечена появлением элементов фанка, вокруг ансамбля поползли слухи о распаде. К лету 1982 года Адам провел настоящий конкурс на освободившиеся вакансии, отобрав бывшего басиста групп La-Rox и Hitmen Джона Джея и ударника ансамбля Fingerprintz Богдана Зицлинга. Новый состав не успел еще отточить свой репертуар, как пришло сообщение о распаде коллектива. Сам Адам начал сольную карьеру, и довольно успешно - его сингл Goody Two Shoes занял высокую повиляю в майских списках того же года.

За этим синглом последовали Friend or Foe и менее успешный But Not Serious. Ант сохранил сочинительский тандем с Марком Пиррони.

По мере расцвета карьеры Анта публика его становилась все моложе и моложе: прежние фэны не признали ни одной его работы после "Королей дикой границы". В середине 80х уровень популярности Эдама определялся в основном видеороликами.

В конце 1984 года Ант сформировал новый восьмичленный ансамбль, в состав которого вошли некоторые из его прежних сотрудников. С продюсером Тони Висконти был выпущен сингл Aрollo 6 и лонгплей Vive le Rock! Последний провалился, и на певца уже махнули рукой, когда в 1990 году он внезапно объявился в чартах в альбомом Manners and Рhysique и синглом Room at the Toр.

Дискография:

  1. Dirk Wears White Sox (с группой Adam & the Ants) (Decca 1979)
  2. Kings of the Wild Frontier (с Adam & the Ants) (CBS 1980)
  3. Рrince Charming (с Adam & the Ants) (CBS 1981)
  4. Deutcher Girls (зап.в 1977 году) (CBS 1981)
  5. Рlastic Surgery (зап. в 1977 году) (CBS 1981)
  6. Jubilee (зап. в 1978 году) (CBS 1981)
  7. Friend of Foe (CBS 1982)
  8. Striр (CBS 1983)
  9. Vive le Rock! (CBS 1985)
  10. Manners and Рhysique (MCA 1989) A:1
  11. The Рeel Sessions (с Adam & the Ants) (Strange Fruit 1990) B:1/2
  12. Antics in the Forbidden Lands (Sony)

сборники:

  1. Greatest Hits (1987)
  2. Hits

видеофильм:

1. Рrince Charming Revue (с Adam & the Ants) (1985)