Равнодоступная адресная машина: различия между версиями

Материал из WikiGrapp
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показано 5 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
'''Равнодоступная адресная машина''' ([[Random access machine|''Random access machine, RAM'']]) - универсальная математическая модель вычислений, которая является хорошим приближением к классу обычных, традиционных вычислительных машин с точки зрения отражения затрат времени и памяти при представлении данных и алгоритмов, целиком помещающихся в оперативной памяти.
'''Равнодоступная адресная машина''' ([[Random access machine|''Random access machine, RAM'']]) универсальная математическая модель вычислений, которая является хорошим приближением к классу обычных, традиционных вычислительных машин с точки зрения отражения затрат времени и памяти при представлении данных и алгоритмов, целиком помещающихся в оперативной памяти.


'''Равнодоступная адресная машина''' моделирует вычислительную машину с одним сумматором, в которой команды программы не могут изменять сами себя.
'''Равнодоступная адресная машина''' моделирует вычислительную машину с одним сумматором, в которой команды программы не могут изменять сами себя.
Строка 5: Строка 5:
'''Равнодоступная адресная машина'''  состоит из входной ленты, с которой она может только считывать, выходной ленты, на которую она может только записывать, и памяти.
'''Равнодоступная адресная машина'''  состоит из входной ленты, с которой она может только считывать, выходной ленты, на которую она может только записывать, и памяти.


Входная лента --- это последовательность клеток, содержащих записи целых чисел и доступных для считывания по одной в соответствии с их упорядоченностью. Она состоит из неограниченной последовательности клеток, которые вначале все пусты; при выполнении команды записи происходит печать целого числа в первой свободной клетке выходной ленты.
Входная лента это последовательность клеток, содержащих записи целых чисел и доступных для считывания по одной в соответствии с их упорядоченностью. Она состоит из неограниченной последовательности клеток, которые вначале все пусты; при выполнении команды записи происходит печать целого числа в первой свободной клетке выходной ленты.


Память --- это последовательность подряд пронумерованных ячеек, каждая из которых способна хранить двоичную запись произвольного целого числа. Обращение к значению, хранимому в некоторой ячейке, осуществляется по адресу (номеру) этой
Память это последовательность подряд пронумерованных ячеек, каждая из которых способна хранить двоичную запись произвольного целого числа. Обращение к значению, хранимому в некоторой ячейке, осуществляется по адресу (номеру) этой
ячейки. Ячейка с номером 0 называется ''сумматором''. Адресация может быть не только ''абсолютной'', когда явно
ячейки. Ячейка с номером 0 называется ''сумматором''. Адресация может быть не только ''абсолютной'', когда явно
указывается номер ячейки, но и косвенной. При ''косвенной адресации'' указывается адрес некоторой другой ячейки
указывается номер ячейки, но и косвенной. При ''косвенной адресации'' указывается адрес некоторой другой ячейки
Строка 13: Строка 13:
адреса адресуемой ячейки.
адреса адресуемой ячейки.


Состояние памяти --- это отображение <math>W</math> адресов в двоичные слова, сопоставляющее с каждым адресом <math>n</math> то
Состояние памяти это отображение <math>\,W</math> адресов в двоичные слова, сопоставляющее с каждым адресом <math>\,n</math> то слово <math>\,W(n)</math>, которое ''хранится (содержится)'' в ячейке с адресом <math>\,n</math>.
слово <math>W(n)</math>, которое ''хранится (содержится)'' в ячейке с адресом <math>n</math>.


Программа --- это конечная последовательность команд, занумерованных числами <math>1,2,3,\ldots</math> . Счетчик
Программа это конечная последовательность команд, занумерованных числами <math>1,2,3,\ldots</math>. Счетчик команд это переменная, принимающая значение из множества неотрицательных целых чисел.
команд --- это переменная, принимающая значение из множества неотрицательных целых чисел.


Состояние вычисления (конфигурация) --- это четверка <math>(x, W, k, y)</math>, где <math>x</math> --- непрочитанная часть входной ленты, <math>W</math>--- состояние памяти, <math>k</math>~--- значение счетчика команд, а <math>y</math> --- заполненная часть входной ленты.
Состояние вычисления (конфигурация) это четверка <math>\,(x, W, k, y)</math>, где <math>\,x</math> непрочитанная часть входной ленты, <math>\,W</math> состояние памяти, <math>\,k</math> значение счетчика команд, а <math>\,y</math> заполненная часть входной ленты.


Выполнение '''равнодоступной адресной машины'''  начинается с выполнения первой команды программы, нормально завершается выполнением команды останова и описывается протоколом выполнения --- последовательностью конфигураций, в которой конфигурация <math>(x, W, 1, e)</math>, где <math>x</math> --- вход, <math>e</math> --- пустая цепочка и <math>W(k) = 0</math> для любого <math>k</math>, является первой (начальной), а каждая следующая конфигурация, если она имеется, получается из текущей выполнением команды, номер которой указан в текущей конфигурации. Конфигурация, в которой счетчик команд равен нулю (ошибочная конфигурация) или номеру команды останова, может быть только последней (заключительной) конфигурацией протокола выполнения. Если выполнение '''равнодоступной адресной машины''' нормально завершается, то его результат --- запись на выходной ленте, находящейся слева от печатающей головки.
Выполнение '''равнодоступной адресной машины'''  начинается с выполнения первой команды программы, нормально завершается выполнением команды останова и описывается протоколом выполнения последовательностью конфигураций, в которой конфигурация <math>\,(x, W, 1, e)</math>, где <math>\,x</math> вход, <math>\,e</math> пустая цепочка и <math>\,W(k) = 0</math> для любого <math>\,k</math>, является первой (начальной), а каждая следующая конфигурация, если она имеется, получается из текущей выполнением команды, номер которой указан в текущей конфигурации. Конфигурация, в которой счетчик команд равен нулю (ошибочная конфигурация) или номеру команды останова, может быть только последней (заключительной) конфигурацией протокола выполнения. Если выполнение '''равнодоступной адресной машины''' нормально завершается, то его результат запись на выходной ленте, находящейся слева от печатающей головки.


Каждая команда '''равнодоступной адресной машины''' имеет имя (код операции) и операнд. Операнд может быть одного из следующих типов: "<math>=i</math>" --- означает само число <math>i</math> и называется литералом; "<math>i</math>" --- содержимое ячейки <math>i</math>; <math>*i</math>" --- используется для косвенной адресации, т.е. значением операнда служит содержимое ячейки, адрес которой имеется в ячейке с номером <math>i</math>. Обозначая через <math>V(a)</math> значение операнда <math>a</math>, получаем: <math>V(=i)=i</math>; <math>V(i) =W(i)</math> и <math>V(*i)=W(W(i))</math>, где <math>W</math> --- текущее состояние памяти. Набор команд '''равнодоступной адресной машины''' традиционен для реальных ЭВМ и состоит из команд считывания и запоминания, арифметических и логических команд, команд перехода, команд ввода и вывода и команды останова.
Каждая команда '''равнодоступной адресной машины''' имеет имя (код операции) и операнд. Операнд может быть одного из следующих типов: "<math>\,=i</math>" означает само число <math>\,i</math> и называется литералом; "<math>\,i</math>" содержимое ячейки <math>\,i</math>; "<math>\,*i</math>" используется для косвенной адресации, т.е. значением операнда служит содержимое ячейки, адрес которой имеется в ячейке с номером <math>\,i</math>. Обозначая через <math>\,V(a)</math> значение операнда <math>\,a</math>, получаем: <math>\,V(=i)=i</math>; <math>\,V(i) =W(i)</math> и <math>\,V(*i)=W(W(i))</math>, где <math>\,W</math> текущее состояние памяти. Набор команд '''равнодоступной адресной машины''' традиционен для реальных ЭВМ и состоит из команд считывания и запоминания, арифметических и логических команд, команд перехода, команд ввода и вывода и команды останова.


Модель вычислительной машины, получившая название [[равнодоступной адресной машины с хранимой программой|''равнодоступной адресной машины с хранимой программой'']] (или  [[РАСП]]), отличается от '''равнодоступной адресной машины''' лишь тем, что ее программа находится в памяти и может изменять себя.
Модель вычислительной машины, получившая название [[равнодоступной адресной машины с хранимой программой|''равнодоступной адресной машины с хранимой программой'']] (или  [[РАСП]]), отличается от '''равнодоступной адресной машины''' лишь тем, что ее программа находится в памяти и может изменять себя.


Как при равномерном, так и при логарифмическом весах команд для любой '''равнодоступной адресной машины''' (соответственно ''РАСП'') с временной сложностью <math>T(n)</math> существует такая постоянная <math>k</math>, что найдется эквивалентная ''РАСП'' (соответственно ''РАМ'' ), временная сложность которой не превосходит <math> kT(n)</math>.
Как при равномерном, так и при логарифмическом весах команд для любой '''равнодоступной адресной машины''' (соответственно ''РАСП'') с временной сложностью <math>\,T(n)</math> существует такая постоянная <math>\,k</math>, что найдется эквивалентная ''РАСП'' (соответственно ''РАМ'' ), временная сложность которой не превосходит <math> \,kT(n)</math>.


[[Недетерминированная равнодоступная адресная машина]] (или [[НРАМ]]) получается из '''равнодоступной адресной машины'''  добавлением команды ВЫБОР<math> (L_1,L_2,\ldots, L_r)</math>, означающей, что недетерминированы выбор и последующее выполнение одного из операторов <math>L_1,L_2,\ldots,L_r.</math>  
[[Недетерминированная равнодоступная адресная машина]] (или [[НРАМ]]) получается из '''равнодоступной адресной машины'''  добавлением команды ВЫБОР<math> (L_1,L_2,\ldots, L_r)</math>, означающей, что недетерминированы выбор и последующее выполнение одной из команд с номерами <math>L_1,L_2,\ldots,L_r.</math>  


Другие названия --- [[Машина с произвольным доступом к памяти]], [[РАМ]].
Другие названия [[Машина с произвольным доступом к памяти]], [[РАМ]].






[[Файл:РАМ.jpg]]
[[Файл:РАМ.png|700px]]


==См. также==  
==См. также==  
[[Сложность РАМ|''Cложность РАМ'']].
* ''[[Сложность РАМ]]''.


==Литература==
==Литература==
[Ахо-Хопкрофт-Ульман],
* Ахо А., Хопкрофт Дж., Ульман Дж. Построение и анализ вычислительных алгоритмов. —  М.: Мир, 1979.


[Касьянов/88],
* Евстигнеев В.А., Касьянов В.Н. Теория графов: алгоритмы обработки деревьев. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1994.


[Евстигнеев-Касьянов/94],
* Касьянов В.Н. Оптимизирующие преобразования программ. — М.: Наука, 1988.


[Касьянов/95]
* Касьянов В.Н.  Лекции по теории формальных языков, автоматов и сложности вычислений. — Новосибирск: НГУ, 1995.
 
 
 
[[Категория: Теория автоматов]]
 
[[Категория: Теория вычислений]]

Текущая версия от 16:15, 5 декабря 2012

Равнодоступная адресная машина (Random access machine, RAM) — универсальная математическая модель вычислений, которая является хорошим приближением к классу обычных, традиционных вычислительных машин с точки зрения отражения затрат времени и памяти при представлении данных и алгоритмов, целиком помещающихся в оперативной памяти.

Равнодоступная адресная машина моделирует вычислительную машину с одним сумматором, в которой команды программы не могут изменять сами себя.

Равнодоступная адресная машина состоит из входной ленты, с которой она может только считывать, выходной ленты, на которую она может только записывать, и памяти.

Входная лента — это последовательность клеток, содержащих записи целых чисел и доступных для считывания по одной в соответствии с их упорядоченностью. Она состоит из неограниченной последовательности клеток, которые вначале все пусты; при выполнении команды записи происходит печать целого числа в первой свободной клетке выходной ленты.

Память — это последовательность подряд пронумерованных ячеек, каждая из которых способна хранить двоичную запись произвольного целого числа. Обращение к значению, хранимому в некоторой ячейке, осуществляется по адресу (номеру) этой ячейки. Ячейка с номером 0 называется сумматором. Адресация может быть не только абсолютной, когда явно указывается номер ячейки, но и косвенной. При косвенной адресации указывается адрес некоторой другой ячейки (называемой ссылкой, или указателем), содержимое которой рассматривается в качестве абсолютного адреса адресуемой ячейки.

Состояние памяти — это отображение [math]\displaystyle{ \,W }[/math] адресов в двоичные слова, сопоставляющее с каждым адресом [math]\displaystyle{ \,n }[/math] то слово [math]\displaystyle{ \,W(n) }[/math], которое хранится (содержится) в ячейке с адресом [math]\displaystyle{ \,n }[/math].

Программа — это конечная последовательность команд, занумерованных числами [math]\displaystyle{ 1,2,3,\ldots }[/math]. Счетчик команд — это переменная, принимающая значение из множества неотрицательных целых чисел.

Состояние вычисления (конфигурация) — это четверка [math]\displaystyle{ \,(x, W, k, y) }[/math], где [math]\displaystyle{ \,x }[/math] — непрочитанная часть входной ленты, [math]\displaystyle{ \,W }[/math] — состояние памяти, [math]\displaystyle{ \,k }[/math] — значение счетчика команд, а [math]\displaystyle{ \,y }[/math] — заполненная часть входной ленты.

Выполнение равнодоступной адресной машины начинается с выполнения первой команды программы, нормально завершается выполнением команды останова и описывается протоколом выполнения — последовательностью конфигураций, в которой конфигурация [math]\displaystyle{ \,(x, W, 1, e) }[/math], где [math]\displaystyle{ \,x }[/math] — вход, [math]\displaystyle{ \,e }[/math] — пустая цепочка и [math]\displaystyle{ \,W(k) = 0 }[/math] для любого [math]\displaystyle{ \,k }[/math], является первой (начальной), а каждая следующая конфигурация, если она имеется, получается из текущей выполнением команды, номер которой указан в текущей конфигурации. Конфигурация, в которой счетчик команд равен нулю (ошибочная конфигурация) или номеру команды останова, может быть только последней (заключительной) конфигурацией протокола выполнения. Если выполнение равнодоступной адресной машины нормально завершается, то его результат — запись на выходной ленте, находящейся слева от печатающей головки.

Каждая команда равнодоступной адресной машины имеет имя (код операции) и операнд. Операнд может быть одного из следующих типов: "[math]\displaystyle{ \,=i }[/math]" — означает само число [math]\displaystyle{ \,i }[/math] и называется литералом; "[math]\displaystyle{ \,i }[/math]" — содержимое ячейки [math]\displaystyle{ \,i }[/math]; "[math]\displaystyle{ \,*i }[/math]" — используется для косвенной адресации, т.е. значением операнда служит содержимое ячейки, адрес которой имеется в ячейке с номером [math]\displaystyle{ \,i }[/math]. Обозначая через [math]\displaystyle{ \,V(a) }[/math] значение операнда [math]\displaystyle{ \,a }[/math], получаем: [math]\displaystyle{ \,V(=i)=i }[/math]; [math]\displaystyle{ \,V(i) =W(i) }[/math] и [math]\displaystyle{ \,V(*i)=W(W(i)) }[/math], где [math]\displaystyle{ \,W }[/math] — текущее состояние памяти. Набор команд равнодоступной адресной машины традиционен для реальных ЭВМ и состоит из команд считывания и запоминания, арифметических и логических команд, команд перехода, команд ввода и вывода и команды останова.

Модель вычислительной машины, получившая название равнодоступной адресной машины с хранимой программой (или РАСП), отличается от равнодоступной адресной машины лишь тем, что ее программа находится в памяти и может изменять себя.

Как при равномерном, так и при логарифмическом весах команд для любой равнодоступной адресной машины (соответственно РАСП) с временной сложностью [math]\displaystyle{ \,T(n) }[/math] существует такая постоянная [math]\displaystyle{ \,k }[/math], что найдется эквивалентная РАСП (соответственно РАМ ), временная сложность которой не превосходит [math]\displaystyle{ \,kT(n) }[/math].

Недетерминированная равнодоступная адресная машина (или НРАМ) получается из равнодоступной адресной машины добавлением команды ВЫБОР[math]\displaystyle{ (L_1,L_2,\ldots, L_r) }[/math], означающей, что недетерминированы выбор и последующее выполнение одной из команд с номерами [math]\displaystyle{ L_1,L_2,\ldots,L_r. }[/math]

Другие названия — Машина с произвольным доступом к памяти, РАМ.


РАМ.png

См. также

Литература

  • Ахо А., Хопкрофт Дж., Ульман Дж. Построение и анализ вычислительных алгоритмов. — М.: Мир, 1979.
  • Евстигнеев В.А., Касьянов В.Н. Теория графов: алгоритмы обработки деревьев. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1994.
  • Касьянов В.Н. Оптимизирующие преобразования программ. — М.: Наука, 1988.
  • Касьянов В.Н. Лекции по теории формальных языков, автоматов и сложности вычислений. — Новосибирск: НГУ, 1995.