139
правок
Tanya (обсуждение | вклад) |
Tanya (обсуждение | вклад) |
||
Строка 28: | Строка 28: | ||
Концептуальные карты были впервые предложены в 1960-1970-х годах американским педагогом и ученым-исследователем из Корнельского университета (США) ''Джозефом Новаком (Joseph D. Novak)'', который занимался изучением детского мышления и формированием первых научных понятий. Для изучения того, как дети понимают концепции фундаментальных наук, были проведены и исследованы интервью со многими детьми. Необходимость найти лучшее решение для представления концептуального понимания детей привела к разработке концептуальных карт. С этого времени они нашли применение не только в сфере образования и научных исследований, но также и в бизнесе. | Концептуальные карты были впервые предложены в 1960-1970-х годах американским педагогом и ученым-исследователем из Корнельского университета (США) ''Джозефом Новаком (Joseph D. Novak)'', который занимался изучением детского мышления и формированием первых научных понятий. Для изучения того, как дети понимают концепции фундаментальных наук, были проведены и исследованы интервью со многими детьми. Необходимость найти лучшее решение для представления концептуального понимания детей привела к разработке концептуальных карт. С этого времени они нашли применение не только в сфере образования и научных исследований, но также и в бизнесе. | ||
Исследования Джозефа Новака базировались на идеях американского когнитивного психолога и педагога ''Дэвида | Исследования Джозефа Новака базировались на идеях американского когнитивного психолога и педагога ''Дэвида Озубела (David Ausubel)'', занимавшегося вопросами обучения студентов в колледжах и формированием понятийного мышления. В начале 1960-х годов им была разработана когнитивная ''теория ассимиляции'', впоследствии широко применяемая в области осмысленного вербального обучения. В основе этой теории лежит тот факт, что новые знания можно эффективно усваивать, связывая их с тем, что уже известно, при этом концептуальные карты рассматриваются как методологический инструмент этой теории. | ||
Согласно теории Дэвида | Согласно теории Дэвида Озубела, обучение людей, независимо от их возраста, зависит от их предыдущей ''когнитивной структуры'', которая связана с новой информацией. Под когнитивной структурой понимаются ментальные репрезентации (набор идей и концепций), которые человек строит о фрагменте реальности. Иначе говоря, это совокупность всех полученных знаний, а также взаимосвязей между фактами, понятиями и принципами, из которых состоят эти знания. По мнению Дэвида Озубела, обучение заключается в том, чтобы привнести что-то новое в когнитивную структуру и связать это с уже имеющимися знаниями, находящимися в этой структуре. | ||
Современную реализацию концептуальных карт связывают с методиками британского психолога ''Тони Бьюзена (Tony Buzan)'', изобретателем ''интеллект-карт'' (также ментальные карты, диаграммы связей, карты разума, анг. mind maps) — популярной техники визуального мышления. Суть этой методики заключается в визуальном представлении информации, отражающем системные связи между целым и его частями. Такая диаграмма строится вокруг центральной идеи, концепции, темы или проблемы, от которой отходят «ветви» со связанными идеями. С помощью интеллект-карт можно структурировать любой материал – от простого списка литературы до учебного плана. В современных подходах к обучению интеллект-карты заслуженно занимают важное место, они помогают лучше воспринимать сложные концепции и надежнее запоминать изученное, делают обучение осмысленным, а не механическим. Также интеллект-карты являются эффективным инструментом планирования, помогают обрабатывать большие объемы информации, обеспечить всесторонний аналитический обзор по заданной теме, эффективно генерировать новые идеи, найти неочевидные решения и отказаться от непродуктивных вариантов. | Современную реализацию концептуальных карт связывают с методиками британского психолога ''Тони Бьюзена (Tony Buzan)'', изобретателем ''интеллект-карт'' (также ментальные карты, диаграммы связей, карты разума, анг. mind maps) — популярной техники визуального мышления. Суть этой методики заключается в визуальном представлении информации, отражающем системные связи между целым и его частями. Такая диаграмма строится вокруг центральной идеи, концепции, темы или проблемы, от которой отходят «ветви» со связанными идеями. С помощью интеллект-карт можно структурировать любой материал – от простого списка литературы до учебного плана. В современных подходах к обучению интеллект-карты заслуженно занимают важное место, они помогают лучше воспринимать сложные концепции и надежнее запоминать изученное, делают обучение осмысленным, а не механическим. Также интеллект-карты являются эффективным инструментом планирования, помогают обрабатывать большие объемы информации, обеспечить всесторонний аналитический обзор по заданной теме, эффективно генерировать новые идеи, найти неочевидные решения и отказаться от непродуктивных вариантов. |
правок