Формальный язык: различия между версиями
KEV (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
KVN (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 4: | Строка 4: | ||
Среди основных из них --- операции конкатенации и итерации. | Среди основных из них --- операции конкатенации и итерации. | ||
Язык <math>L_1 L_2</math>, называемый [[конкатенация языков|''конкатенацией'']] (а также [[сцепление языков|''сцеплением'']] или [[произведение языков|''произведением'']]) языков <math>L_1</math> и <math>L_2</math>, --- это язык <math>\{\alpha\beta: \alpha \in L_1 | Язык <math>L_1 L_2</math>, называемый [[конкатенация языков|''конкатенацией'']] (а также [[сцепление языков|''сцеплением'']] или [[произведение языков|''произведением'']]) языков <math>L_1</math> и <math>L_2</math>, --- это язык | ||
L_2\}.</math> | <math>\{\alpha\beta: \alpha \in L_1 </math> и <math> \beta \in L_2\}.</math> | ||
''Итерация'' языка <math>L</math>, обозначаемая через <math>L^*</math>, | ''Итерация'' языка <math>L</math>, обозначаемая через <math>L^*</math>, | ||
Строка 12: | Строка 12: | ||
(1) <math> L^o = \{e\}</math> | (1) <math> L^o = \{e\}</math> | ||
(2) <math> L^n = LL^{n-1} | (2) <math> L^n = LL^{n-1} </math> для <math> n \geq 1</math> ; | ||
(3) <math> L^* = \bigcup\limits_{n\geq O} L^n </math> . | (3) <math> L^* = \bigcup\limits_{n\geq O} L^n </math> . |
Версия от 21:59, 2 июня 2009
Формальный язык (Formal language) - произвольное множество [math]\displaystyle{ L }[/math] цепочек в некотором заданном алфавите [math]\displaystyle{ \Sigma }[/math], т.е. [math]\displaystyle{ L \subseteq \Sigma^* }[/math].
Так как язык --- это множество, то операции объединения,пересечения, нахождения разности и дополнения применимы и к языкам. Кроме того, различные операции, определенные для цепочек, применяются и к языкам (например, [math]\displaystyle{ L^R = \{\alpha^R : \alpha \in L\} }[/math]). Среди основных из них --- операции конкатенации и итерации.
Язык [math]\displaystyle{ L_1 L_2 }[/math], называемый конкатенацией (а также сцеплением или произведением) языков [math]\displaystyle{ L_1 }[/math] и [math]\displaystyle{ L_2 }[/math], --- это язык [math]\displaystyle{ \{\alpha\beta: \alpha \in L_1 }[/math] и [math]\displaystyle{ \beta \in L_2\}. }[/math]
Итерация языка [math]\displaystyle{ L }[/math], обозначаемая через [math]\displaystyle{ L^* }[/math], определяется по следующим правилам:
(1) [math]\displaystyle{ L^o = \{e\} }[/math]
(2) [math]\displaystyle{ L^n = LL^{n-1} }[/math] для [math]\displaystyle{ n \geq 1 }[/math] ;
(3) [math]\displaystyle{ L^* = \bigcup\limits_{n\geq O} L^n }[/math] .
Позитивная итерация языка [math]\displaystyle{ L }[/math], обозначаемая через [math]\displaystyle{ L^+ }[/math] , --- это язык [math]\displaystyle{ \bigcup\limits_{n\geq 1} L^n }[/math]. Заметим, что [math]\displaystyle{ L^+=LL^*=L^*L }[/math] и [math]\displaystyle{ L^*=L^+\cup\{e\}. }[/math]
Если язык [math]\displaystyle{ L }[/math] состоит из небольшого числа цепочек, то самый очевидный способ описания языка --- составить список всех цепочек из [math]\displaystyle{ L }[/math]. Однако многие языки (например, языки программирования) невозможно или нежелательно задавать исчерпывающим перечислением входящих в них цепочек, и поэтому, как правило, используются другие способы определения языка. Причем используются только такие способы, которые позволяют описанию языка быть обозримым (заведомо конечным), хотя описываемый язык может быть и бесконечным. Известно несколько методов определения языка, удовлетворяющих этому требованию.
Один из них связан со способом задания множества с помощью характеристического свойства (предиката) и состоит в использовании частичного алгоритма (предписания производить некоторые действия), который для произвольной входной цепочки остановится и ответит "да" после конечного числа шагов, если эта цепочка принадлежит языку. Схематизированные устройства, используемые для представления таких алгоритмов, получили название распознавателей. Примерами распознавателей являются конечные автоматы, автоматы с магазинной памятью и машины Тьюринга.
Второй метод описания языка имеет вид исчисления, называемого грамматикой, --- некоторой порождающей системы (разрешения производить некоторые действия), используя которую можно получить (породить) все цепочки языка [math]\displaystyle{ L }[/math] и только их. Одно из преимуществ определения языка с помощью грамматики состоит в том, что грамматика придает цепочкам ("предложениям") языка полезную структуру, которая может использоваться, например, для придания смысла предложениям языка.
Язык [math]\displaystyle{ L }[/math] называется автоматным, праволинейным, регулярным, контекстно-свободным, контекстно-зависимым и т.д., если существует грамматика [math]\displaystyle{ G }[/math] соответствующего типа, которая порождает этот язык, т.е. для которой [math]\displaystyle{ L(G)=L }[/math].
Литература
[Ахо-Ульман],
[Бауэр-Гооз],
[Касьянов/95],
[Касьянов-Поттосин]