Аноним

Концептуальная карта: различия между версиями

Материал из WikiGrapp
Строка 28: Строка 28:
Концептуальные карты были впервые предложены в 1960-1970-х годах американским педагогом и ученым-исследователем из Корнельского университета (США) ''Джозефом Новаком (Joseph D. Novak)'', который занимался изучением детского мышления и формированием первых научных понятий. Для изучения того, как дети понимают концепции фундаментальных наук, были проведены и исследованы интервью со многими детьми. Необходимость найти лучшее решение для представления концептуального понимания детей привела к разработке концептуальных карт. С этого времени они нашли применение не только в сфере образования и научных исследований, но также и в бизнесе.
Концептуальные карты были впервые предложены в 1960-1970-х годах американским педагогом и ученым-исследователем из Корнельского университета (США) ''Джозефом Новаком (Joseph D. Novak)'', который занимался изучением детского мышления и формированием первых научных понятий. Для изучения того, как дети понимают концепции фундаментальных наук, были проведены и исследованы интервью со многими детьми. Необходимость найти лучшее решение для представления концептуального понимания детей привела к разработке концептуальных карт. С этого времени они нашли применение не только в сфере образования и научных исследований, но также и в бизнесе.


Исследования Джозефа Новака базировались на идеях американского когнитивного психолога и педагога ''Дэвида Озбела (David Ausubel)'', занимавшегося вопросами обучения студентов в колледжах и формированием понятийного мышления. В начале 1960-х годов им была разработана когнитивная ''теория ассимиляции'', впоследствии широко применяемая в области осмысленного вербального обучения. В основе этой теории лежит тот факт, что новые знания можно эффективно усваивать, связывая их с тем, что уже известно, при этом концептуальные карты рассматриваются как методологический инструмент этой теории.
Исследования Джозефа Новака базировались на идеях американского когнитивного психолога и педагога ''Дэвида Озубела (David Ausubel)'', занимавшегося вопросами обучения студентов в колледжах и формированием понятийного мышления. В начале 1960-х годов им была разработана когнитивная ''теория ассимиляции'', впоследствии широко применяемая в области осмысленного вербального обучения. В основе этой теории лежит тот факт, что новые знания можно эффективно усваивать, связывая их с тем, что уже известно, при этом концептуальные карты рассматриваются как методологический инструмент этой теории.
   
   
Согласно теории Дэвида Озбела, обучение людей, независимо от их возраста, зависит от их предыдущей ''когнитивной структуры'', которая связана с новой информацией. Под когнитивной структурой понимаются ментальные репрезентации (набор идей и концепций), которые человек строит о фрагменте реальности. Иначе говоря, это совокупность всех полученных знаний, а также взаимосвязей между фактами, понятиями и принципами, из которых состоят эти знания. По мнению Дэвида Озбела, обучение заключается в том, чтобы привнести что-то новое в когнитивную структуру и связать это с уже имеющимися знаниями, находящимися в этой структуре.
Согласно теории Дэвида Озубела, обучение людей, независимо от их возраста, зависит от их предыдущей ''когнитивной структуры'', которая связана с новой информацией. Под когнитивной структурой понимаются ментальные репрезентации (набор идей и концепций), которые человек строит о фрагменте реальности. Иначе говоря, это совокупность всех полученных знаний, а также взаимосвязей между фактами, понятиями и принципами, из которых состоят эти знания. По мнению Дэвида Озубела, обучение заключается в том, чтобы привнести что-то новое в когнитивную структуру и связать это с уже имеющимися знаниями, находящимися в этой структуре.


Современную реализацию концептуальных карт связывают с методиками британского психолога ''Тони Бьюзена (Tony Buzan)'', изобретателем ''интеллект-карт'' (также ментальные карты, диаграммы связей, карты разума, анг. mind maps) — популярной техники визуального мышления. Суть этой методики заключается в визуальном представлении информации, отражающем системные связи между целым и его частями. Такая диаграмма строится вокруг центральной идеи, концепции, темы или проблемы, от которой отходят «ветви» со связанными идеями. С помощью интеллект-карт можно структурировать любой материал – от простого списка литературы до учебного плана. В современных подходах к обучению интеллект-карты заслуженно занимают важное место, они помогают лучше воспринимать сложные концепции и надежнее запоминать изученное, делают обучение осмысленным, а не механическим. Также интеллект-карты являются эффективным инструментом планирования, помогают обрабатывать большие объемы информации,  обеспечить всесторонний аналитический обзор по заданной теме, эффективно генерировать новые идеи, найти неочевидные решения и отказаться от непродуктивных вариантов.
Современную реализацию концептуальных карт связывают с методиками британского психолога ''Тони Бьюзена (Tony Buzan)'', изобретателем ''интеллект-карт'' (также ментальные карты, диаграммы связей, карты разума, анг. mind maps) — популярной техники визуального мышления. Суть этой методики заключается в визуальном представлении информации, отражающем системные связи между целым и его частями. Такая диаграмма строится вокруг центральной идеи, концепции, темы или проблемы, от которой отходят «ветви» со связанными идеями. С помощью интеллект-карт можно структурировать любой материал – от простого списка литературы до учебного плана. В современных подходах к обучению интеллект-карты заслуженно занимают важное место, они помогают лучше воспринимать сложные концепции и надежнее запоминать изученное, делают обучение осмысленным, а не механическим. Также интеллект-карты являются эффективным инструментом планирования, помогают обрабатывать большие объемы информации,  обеспечить всесторонний аналитический обзор по заданной теме, эффективно генерировать новые идеи, найти неочевидные решения и отказаться от непродуктивных вариантов.
140

правок