Content: Оглавление References:Литература Title:Титул


Предисловие

При обучении программированию наиболее важным представляется начальный этап, на котором обучаемый должен овладеть навыками точного формулирования алгоритмов на языке высокого уровня. Что невозможно сделать прочитав несколько руководств или прослушав курс лекций по программированию. Необходима практика конструирования алгоритмов, и здесь невозможно обойтись без подходящего набора примеров и задач.

Данная книга предназначена для использования студентами и преподавателями вузов в ходе компьютерного практикума по вводному курсу программирования и дополняет книгу авторов «Введение в программирование», подкрепляющую вводный курс. Она начинается с подробных рекомендаций по проведению компьютерного практикума (см. Введение), включая описания целей, содержания и структуры практикума, рекомендаций преподавателю и студенту, а также дополнительной литературы.

Книга базируется на опыте преподавания программирования на механико-математическом факультете Новосибирского государственного университета (НГУ) [34] и ориентируется на использование языка Zonnon в его реализации для платформы .NET [25, 38, 53, 57, 60]. Это не значит, конечно, что для решения заданий общего практикума, представленных в данной книге, не подходят другие реализации языка Zonnon или другие языки программирования. В частности, в НГУ все последние годы общий практикум (да и весь курс) ориентируется на использования языка Паскаль и системы Турбо Паскаль.

Основной задачей общего практикума является не только и не столько обучение студентов собственно записи (кодирования) известного алгоритма на языке Zonnon для платформы .NET, описанном в гл.1, а практическое закрепление знаний, получаемых в ходе лекций и семинарских занятий по вводному курсу программирования, и овладение общими методами, приемами и навыками технологии решения задач на компьютере. Вместе с тем студенту и преподавателю нужно иметь в виду, что многие из методов и понятий, используемых в заданиях компьютерного практикума, являются неотъемлемой частью образования современного специалиста, использующего компьютер для решения своих задач. Поэтому студенту рекомендуется прочитать весь методический материал, включая словарь понятий (используемых в заданиях), прежде чем приступать к решению заданий, формулировки которых находятся в гл. 6. Тематические задачи разбиты на несколько разделов (графы, языки, логические формулы, геометрия, игры) в соответствии с кругом тех понятий, определения которых составляют соответствующие разделы словаря (гл. 2). Предполагается, что при прохождении компьютерного практикума студент получит не менее пяти индивидуальных заданий, по одному из каждого тематического
раздела.

Гл. 3, 4 и 5 содержат рекомендации по решению индивидуальных заданий, составляющих практикум. В гл. 3 даются общие рекомендации по разработке алгоритма, представления данных и выбора тестов, начиная с анализа условия задачи. Особенностью заданий данного практикума является то, что они связаны со сложными структурами данных, с организацией поиска или порождения тех элементов конечного (но, как правила, чрезвычайно большого) множества, которые удовлетворяют определенным ограничениям, и требуют при своем решении анализа алгоритма и его сложности. В гл. 4 приводятся рекомендации по алгоритмическому решению задач, связанных с организацией вычислений на дискретных конечных математических структурах, а в гл. 5 даются рекомендации по выбору представления для структур данных, присутствующих в формулировках заданий.
 

Авторы

Content: ОглавлениеReferences: Литература Title:Титул


© В.Н. Касьянов, Е.В. Касьянова, 2004