next up previous

Next: 5.6 Программы обработки матриц
Up: 5.5 Программы обработки таблиц
Previous: 5.5.1 Статистика
 

5.5.2 Упражнения

1. Формуляр учебника состоит из фамилии автора, названия и года издания учебника и названия предмета, к которому он относится. По заданной последовательности формуляров (1) найти названия учебников по истории, изданных до 1985 года, (2) определить, есть ли книги, совпадающие с названием книги, указанной в первом формуляре, (3) определить, есть ли однофамильцы автора первого учебника, пишущие по другим предметам, (4) выяснить, не относятся ли все заданные учебники к не более чем двум предметам, (5) проверить, верно ли, что совпадают фамилии авторов всех заданных учебников. 2. Сведения об игрушке состоят из ее стоимости в копейках, веса в килограммах и возрастной границы детей, для которых игрушка предназначена (например, для детей от двух до пяти лет). По заданным сведениям о 100 игрушках, поступивших в магазин, (1) oпределить возраст детей, которые не обеспечиваются игрушками, цена и вес которых не выше средних, (2) подсчитать количества игрушек, предназначенных детсадовскому и школьному возрасту, и распечатать сначала всю информацию о детсадовских игрушках, а затем об игрушках, предназначенных для школьников. 3. Сведения об ученике состоят из его имени и фамилии, а также названия класса (год обучения и буква), в котором он учится. По имеющимся сведениям обо всех учениках школы (1) выяснить, в каких классах насчитывается более 30 учащихся, (2) выяснить, на сколько человек отличается средний по числу учащихся первый класс от среднего десятого, (3) выяснить, имеются ли однофамильцы в 10-Г классе, и если имеются, то напечатать их имена, (4) получить список учеников того класса, в котором учится учащийся, сведения о котором указаны первыми, (5) проверить, верно ли что сведения об учениках школы группируются по классам и приводятся в порядке возрастания годов обучения и алфавитном порядке букв их названия, а внутри класса ученики упорядочены в соответствии с лексикографическим порядком их фамилий. 4. О каждой из партий экспортируемых товаров известно страна, экспортирующая товар,наименование товара, его цена, страна, импортирующaя товар, и объем поставляемой партии в штуках. По заданным сведениям о 100 поставках определить (1) количество стран, в которые экспортируются товары, (2) наименования тех товаров, которые поставлялись более чем в две страны, (3) суммарный объем и среднюю цену тех поставок, которые выполнены в ту же страну, что и первая из указанных поставок, (4) первые пять названий товаров из последовательности поставок, упорядоченной лексикографически по первым трем буквам названия товара, (5) страны, в которые делались поставки по цене, превышающей 10 тыс. руб., и общий объем всех таких поставок. 5. Задан список анкет, каждая из которых состоит из фамилии сотрудника, его инициалов, названия лаборатории, номера комнаты и номера телефона. Построить справочник, группируя анкеты сотрудников по лабораториям и перечисляя сведения о сотрудниках каждой лаборатории в соответствии с лексикографическим упорядочением их фамилий. 6. Задана программа из 100 лекций, в которой о каждой лекции указаны фамилия преподавателя, название лекции и дата ее проведения. Предполагая, что однофамильцев среди преподавателей нет, (1) найти количество лекций, читаемых каждым преподавателем, (2) проверить, верно ли, что ни один из преподавателей не читает более одной лекции в день, (3) определить название лекции, читаемой наибольшим количеством преподавателей, (4) фамилию преподавателя, у которого является наименьшей средняя ежегодная разность между числом лекций, прочитанных весной и осенью и числом лекций, прочитанных зимой, (5) распечатать фамилии тех лекторов, которые в основном читали лекции до апреля 2001 года, а затем -- всех тех лекторов, которые начали читать лекции после апреля 2001 года. 7. За перевозку разных видов транспорта на пароме установлена следующая плата: за велосипед -- 5 коп., за мотоцикл -- 20 коп., за легковой автомобиль -- 50 коп., за грузовой автомобиль и автобус -- 1 руб. О каждом транспортном средстве, погруженном на паром, известны его вид, вес, габариты (длина, высота, ширина) и количество едущих на нем пассажиров. Для каждого вида транспорта, погруженного на паром, найти (1) количество транспортных средств этого вида, занимаемый ими суммарный объем и общую плату за их перевозку, (2) среднее количество пассажиров, едущих на транспортных средствах этого вида. 8. Пусть задана последовательность справок о деталях, каждая из которых состоит из даты начала производства (год,месяц,день), статуса (буква) и веса. Определить: (1) веса деталей статуса 'A', (2) времена года начала производства деталей, имеющих наибольший вес, (3) статус и вес деталей, имеющих наибольшее время производства.

© В.Н. Касьянов, 2001